Главная | Поэзия | Размышления | Парадоксы | Об авторе

Пастели и постели

Размышления о цвете

Введение

Однажды, приступая к работе над созданием своего сайта, я столкнулся с проблемой выбора цветовой гаммы при оформлении главной страницы. Да, можно, конечно же сделать начальный лист ярким и красочным, если использовать так называемые "безопасные цвета", отлично воспринимаемые без искажений большинством браузеров. Тогда и проблем не было бы. Но меня, выросшего в эпоху застоя, честно говоря, немного подташнивает от ярких плакатно-кричащих красок. Хочется чего-нибудь ненавязчивого, мягкого, теплого, постельного..., простите, пастельного. Но, перелистав немало электронных материалов о цвете, увидел, что по интересующему меня вопросу написано либо слишком поверхностно, либо слишком заумно.

Вру. Ничего я не читал. Так, кое-что где-то слышал, кое-что где-то видел. Поэтому я, питая определенную страсть к систематизации, решил самостоятельно исследовать некоторые аспекты цветовой палитры. Да и привести свои мысли в порядок не мешало бы.

Прекрасно понимая, что изобретаю велосипед, сразу оговорюсь: я не претендую на оригинальность мысли и не выдаю свои выводы за аксиому. Если в размышлениях засквозит алогичность или где-то ошибусь — не обессудьте.

Аминь.

Свет

Солнце — воистину универсальный источник света. Оно всегда обращало на себя внимание наших далеких предков, восхищало нас и долго еще будет поражать впечатление наших потомков. О нем немало написано научных и поэтических трудов. Поэтому, дорогой читатель, на этих страницах лишь вкратце коснемся этой темы.

Для того, чтобы показаться умным, я мог бы, конечно, сейчас пополемизировать о таких свойствах света, как дисперсия, дифракция, интерполяция, преломление, отражение и т.д. Но я обманул бы самого себя. А мне хотелось бы вместе с тобой, может быть с твоей помощью, упорядочить свои мысли и обрывки знаний в этой области.

Итак. Начнем с самого начала и позволим себе немного углубиться в теорию.

Представь себе, дорогой читатель, настенные часы с маятником и обрати внимание на сам маятник. Из самого левого своего положения он движется направо и, достигая крайней правой точки своего движения, возвращается в первоначальное положение. Это называется периодом колебания. Секундная стрелка при этом передвигается на одно деление вперед. Получается, что маятник совершил одно колебание в секунду.

Если частоту колебаний маятника увеличить вдвое, то он будет совершать два колебания в секунду, если втрое, то — три. Поэтому запомним, что частотой называют количество колебаний в секунду.

Частоту обозначают латинской буквой "f". Имеряют ее в герцах и, чтобы было понятно, что это частота, а не, скажем, килограммы, то после цифр ставят буквы "Гц" или (по международному стандарту) "Hz". Например:
f = 20000 Hz

Теперь, немного устав от теорий, но зная, что такое часота и с чем ее едят, вернемся в реальный мир. Мир отовсюду звучащей музыки, мир светящейся, мерцающей и мигающей не только ночью рекламы, мир телевидения, мир мчащихся автомобилей, самолетов и поездов, мир космических полетов и компьютерных технологий. Мир, насквозь пронизанный электро-магнитными волнами. Да, да, дорогой читатель! Все это звучащее и сверкающее есть не что иное, как обыкновенные электро-магнитные волны. И именно они, воздействуя с той или иной частотой на наши органы чувств, вызывают у нас соответствующие ощущения. Но оставим в покое звук, пусть им занимается акустики, и обратим внимание на более высокую частоту.

Существует такой интересный раздел науки, как спектроскопия, которая изучает электро-магнитные колебания. Эти колебания, излучаемые, кстати, не только солнцем, можно разделить на радиоизлучение (радио- и телечастоты), инфракрасное излучение (тепло), видимое излучение (воспринимаемое человеческим глазом), ультрафиолетовое излучение (вспомни лето, море, солнце, пляж...), рентгеновское излучение (об этом мы тоже слышали), гамма-излучение (вспомни Чернобыль). Существуют еще излучения: какое-то на букву "Ф" (очевидно фамилия ученого), молекулярное, лазерное, кристаллическое... Но не будем себе всем этим забивать голову. Отметим лишь, что свет, видимый свет, о котором здесь идет речь, является электро-магнитными колебаниями очень высокой частоты.

Позволим себе немного отдохнуть от столь глубоких размышлений и представим себе, что мы находимся где-то в тенистой роще на берегу неглубокого ручья, в котором резвится веселая стайка золотых рыбок. Возьмем прутик и попробуем вспугнуть их. Хочу успокоить всех сторонников Общества защиты животных, что рыбок мы трогать не будем, а прутик нам нужен только для научных экспериментов. Итак, если прутик погрузить в воду, можно заметить, что он уже не прямой, а как бы согнулся в месте, где он заходит в воду. Этот эффект называется преломлением и вызван причинами, о которых мы здесь не будем говорить. Важно лишь то, что в данный момент прутик находится в двух средах: в воздухе и в воде. Если вернуться опять к нашей теме, то свет тоже все время находится далеко не в вакууме, а проходит через какие-либо прозрачные среды: атмосферу Земли, стекла витрин, солнцезащитные стекла очков. Даже через наши глаза. И везде он преломляется. А при преломлении несколько изменяется частота элоктро-магнитных волн.

Кроме того, свет, как и все электро-магнитные волны, может отражаться. Сейчас невольно вспоминются солнечные зайчики из детства. Так вот, при отражении света от какой-нибудь поверхности, которая необязательно должна быть прозрачной, тоже изменяется его частота.

Цвет

— Зачем мне знать весь этот бред? — спросишь ты. Но, мой дорогой многострадальный читатель, я уже подхожу к самой сути нашей темы.

Дело в том, что свет, претерпевая все эти преломления, отражения и то, что называется всякими умными труднопроизносимыми и труднозапоминаемыми словами, которые я приводил выше и больше не собираюсь их повторять, чтобы не испытывать твое и без того уже истощенное терпение, определенным образом меняет свою частоту. Все вместе взятое производит эффект разложения света. То есть луч света начинает распадаться в виде веера или веника, если так понятнее, где каждая соломинка имеет свою частоту. Причем эти "соломинки" выстраиваются в определенном порядке, по возрастанию частоты или по убыванию.

Короче говоря, если смотреть на такой "веер" (или "веник"?), мы можем наблюдать настоящую радугу. Считается, что радуга состоит из семи основных цветов. Если ты хорошо учился в школе, то наверное помнишь фразу "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан", где начальные буквы слов соответствуют начальным буквам цветов радуги, в которой они следуют друг за другом. Вообще то радуга имеет миллионы цветов, но они не такой интенсивности (яркости), как эти семь, поэтому играют (хотя и незаслуженно) как бы второстепенную роль.

Подведем итоги вышесказанного.

Электро-магнитные колебания в зависимости от частоты в диапазоне различаемого излучения, попадая на сетчатку человеческого глаза, вызывают определенное цветоощущение.

Да, я и сам вижу, что слишком заумно получилось. Тогда вернемся к нашему "венику". То, что человеческий глаз способен различать, так это от первой "соломинки" с самой низкой частотой (пурпурный цвет) и до последней — с самой высокой (фиолетовый цвет). Все, что находится за пределами этого "веника", человеческий глаз просто не воспринимает.

Почему мы видим те или иные цвета?

Дело в том, что все предметы способны не только отражать свет, но и поглощать его. Так, например, поверхность кожицы спелого помидора полностью поглощает весь спектр света кроме красного. Этот цвет отражается от помидора и его то мы и видим. А вот сажа не отражает света и поэтому кажется нам черной. Зеркало, напротив, полностью отражает свет и мы в нем видим естественные цвета отображаемых предметов.

На этом мы с тобой, дорогой читатель, покончим со всеми непонятными словами, забудем их и больше не будем вспоминать.

Значение цвета в нашей жизни

Еще в те далекие древние времена человек уже пытался как-то скрасить свою однообразную повседневность. Он разрисовывал стены своего жилища, украшал свою кожу татуировкой, одевал на себя яркие украшения. Тяга к эстетике не пропала в нем и до наших времен. И в этом отношении практически ничего не изменилось. Влияние цвета на психику человека давно изучено и выпущено изрядное количество научных трудов. Цвет может поднимать настроение и подавлять его, может быть веселым и мрачным, может возбуждать и угнетать. Эти характеристики цвета очень широко используются в рекламной индустрии. Разные цвета по разному воспринимаются человеком в зависимости от его настроения, образа жизни, мироощущения. Это несложно увидеть, если вспомнить серые дома доперестроечного периода, напыщенные станции московского метрополитена, деловые кварталы Нью-Йорка или ночной Лас Вегас. Различные цветовые решения принимаются, например, на праздничных концертах и в официальных церемониях, в поздравительных открытках и в деловых бумагах, в вечерних костюмах и в повседневной одежде. Только человек с полным отсутствием вкуса может недооценивать значение цвета в той или иной ситуации.

Анекдот по теме:
Я купил себе машину.
— Какого цвета?
— Ты закат видел?
— Ну?..
— Такая самая, только зеленая.

Цвет на экране

Для того, чтобы рассказать тебе, как получается цвет на экране твоего монитора, я сначала должен объяснить в двух словах принцип его работы. Поэтому наберись терпения и следи за мыслью.

Внутри монитора есть три так называемые электронные пушки, которые через специальные фильтры, пропускающие только три цвета (красный, зеленый и синий), "выстреливают" поток электронов в виде тончайшего луча. Этим лучом управляет специальная система отклонения, посылающая его туда, куда надо. Экран, на который ты сейчас смотришь, с обратной стороны покрыт люминофором и электроны, попадая на него, заставляют его светиться. А ты, дорогой читатель, сидя перед монитором, уже видишь готовое изображение.

Примечание: Часть электронов, пробивая люминофор, пролетают дальше. Так что лучше находиться от монитора не ближе расстояния вытянутой руки и не на его осевой линии. Это не касается жидкокристаллических мониторов. Там принцип получения изображения несколько иной.

Если разрешение твоего монитора установлено 800х600, это значит, что видимая часть экрана разделена на 600 горизонтальных полосок одинаковой ширины и каждая из них имеет 800 одинаковых отрезков. Эти отрезки выглядят в ввиде маленьких квадратиков, но невооруженным глазом воспринимаются как точки. Эти точки называются пикселями.

В зависимости от разрешения экрана и, следовательно, от количества пикселей на нем меняется и величина самих пикселей, а от этого, в свою очередь, зависит качество изображения.

Для того, чтобы вывести на экран изображение, электронные пушки, начиная с крайней линии, посылают поток электронов трех цветов на крайний пиксель, затем на второй, на третий и, дойдя до конца линии, переходят на крайний пиксель следующей линии. И так до тех пор, пока не зажжется последний пиксель на последней линии. Затем все начинается сначала. Этот процесс повторяется с частотой от 60 до 100 раз в секунду.

Цвет каждого пикселя зависит от смешения сигналов, посылаемых на него электронными пушками. То есть, если сигнал посылает только пушка, излучающая красный цвет, то и пиксель будет тоже красного цвета, а если красная и зеленая, то получим пиксель желтого цвета.

При определенных комбинациях, когда та или иная электронная пушка включена или выключена, можно получить 8 цветов окрашивания пиксе

Color Color's name R G B Color Color's name R G B
  Black 0 0 0   Red 1 0 0
  Blue 0 0 1   Fuchsia 1 0 1
Lime 0 1 0 Yellow 1 1 0
Aqua 0 1 1   White 1 1 1


Следующий шаг в развитии компьютерных технологий позволил изменять величину сигнала каждого цвета, что сказалось и на изменении цветовой палитры изображений. Появились цветовые оттенки, полутона, градации. Современные компьютеры позволяют разбивать уровень сигнала каждого из трех цветов на 256 уровней. То есть от 0, когда сигнала нет, до 255, когда сигнал максимальный.

— Почему 256, а не другая цифра? — спросишь ты.

Так сложилось, что компьютеры при определении цвета используют шестнадцатиричную систему. И, так же, как в десятиричной системе следущим порядком после десяти является сотня, в шестнадцатиричной системе следующим порядком после 16 является (16х16) 256.

А теперь посчитай, дорогой читатель, сколько цветов мы можем получить при таком раскладе.

256х256х256=16'777'216

Круто, не правда ли?

Но радоваться еще рано. Цветовую палитру в почти 17 миллионов цветов ты можешь увидеть на своем мониторе если у тебя будет соответствующая видеокарта. А пикселей то всего (600х800) 480 тысяч. Можно, конечно установить разрешение 1024х768, но это увеличит число пикселей меньше, чем в два раза. Но и огорчаться по этому поводу тоже не стоит хотя бы по нескольким причинам:

  1. Вряд ли ты на своем мониторе найдешь отличие между двумя цветами, разница между которыми составляет одну 17-тимиллионную часть всей цветовой палитры. Подробнее об этом смотри в моей лаборатории.
  2. Если расположить два пикселя рядом друг с другом и раскрасить их в противоположные цвета, например, один в красный, а другой в синий, то ты скорее всего на мониторе увидишь всего лишь серую точку. Cмотри там же.
  3. Не все браузеры способны отразить тончайшие оттенки созданной тобой картинки. Возможны такие искажения цвета, буд-то твоя картинка специально показана как бы глазами дальтоника.
  4. Если ты не хочешь, что бы твой сайт смотрелся как новогодняя елка, не стоит увлекаться его чрезмерным раскрашиванием.

— Так для чего же тогда целых 17 миллионов цветов?

Так не всю же цветовую палитру надо использовать на одной страничке! Эти миллионы применяются в фотографии, в растровой графике, где бывает необходимо передать плавный переход от одного цвета к другому. Для того, чтобы придать изображению максимальную приближенность к реальности.

Но давай, дорогой читатель, ограничимся темой оформления сайта и только в этом контексте будем рассматривать невообразимое количество цветов.

Цвета для сайта

Для того, чтобы твой сайт со всеми задуманными тобой цветами одинаково смотрелся на любом компьютере в любом браузере, надо просто пользоваться всего 16-тью цветами, называемыми основными. Пусть это будут цвета логотипа или баннера, цвет фона странички или выделенного текста, цвет рамки таблицы или разделительной линии, но ты будешь уверен в том, что вся многомиллионная аудитория, рвущаяся к тебе на сайт, увидит его в том виде, в каком ты его задумал. Вот эти основные цвета.

Color Color's name R G B Color Color's name R G B
  Black 00 00 00   Purple 80 00 80
  Navy 00 00 80   Olive 80 80 00
  Blue 00 00 FF   Gray 80 80 80
  Green 00 80 00   Silver C0 C0 C0
  Teal 00 80 80   Red FF 00 00
  Lime 00 FF 00   Fuchsia FF 00 FF
  Aqua 00 FF FF   Yellow FF FF 00
  Maroon 80 00 00   White FF FF FF

Да, не густо...

Но поверь мне, дорогой читатель, что этими цветами пользуются профессиональные web-мастера и дизайнеры, если хотят добиться максимальной читаемости сайтов.

Можно, конечно, несколько расширить цветовую палитру если, допустим, плюнуть на тех, кто пользуется слишком допотопными компьютерами со старыми и дешевыми браузерами...

Эй, эй! Потише! Я же сказал "допустим"!!!

Да, так вот. Большинство современных широкораспространенных браузеров способно поддерживать так называемые "базовые цвета".

Aliceblue
F0F8FF
Antiquewhite
FAEBD7
Aqua
00FFFF
Aquamarine
7FFFD4
Azure
F0FFFF
Beige
F5F5DC
Bisque
FFE4C4
Black
000000
Blanchedalmond
FFEBCD
Blue
0000FF
Blueviolet
8A2BE2
Brown
A52A2A
Burlywood
DEB887
Cadetblue
5F9EA0
Chartreuse
7FFF00
Chocolate
D2691E
Coral
FF7F50
Cornflowerblue
6495ED
Cornsilk
FFF8DC
Crimson
DC143C
Cyan
00FFFF
Darkblue
00008B
Darkcyan
008B8B
Darkgoldenrod
B8860B
Darkgray
A9A9A9
Darkgreen
006400
Darkkhaki
BDB76B
Darkmagenta
8B008B
Darkolivegreen
556B2F
Darkorange
FF8C00
Darkorchid
9932CC
Darkred
8B0000
Darksalmon
E9967A
Darkseagreen
8FBC8F
Darkslateblue
483D8B
Darkslategray
2F4F4F
Darkturquoise
00CED1
Darkviolet
9400D3
Deeppink
FF1493
Deepskyblue
00BFFF
Dimgray
696969
Dodgerblue
1E90FF
Firebrick
B22222
Floralwhite
FFFAF0
Forestgreen
228B22
Fuchsia
FF00FF
Gainsboro
DCDCDC
Ghostwhite
F8F8FF
Gold
FFD700
Goldenrod
DAA520
Gray
808080
Green
008000
Greenyellow
ADFF2F
Honeydew
F0FFF0
Hotpink
FF69B4
Indianred
CD5C5C
Indigo
4B0082
Ivory
FFFFF0
Khaki
F0E68C
Lavendar
E6E6FA
Lavenderblush
FFF0F5
Lawngreen
7CFC00
Lemonchiffon
FFFACD
Lightblue
ADD8E6
Lightcoral
F08080
Lightcyan
E0FFFF
Lightgoldenrodyellow
FAFAD2
Lightgreen
90EE90
Lightgrey
D3D3D3
Lightpink
FFB6C1
Lightsalmon
FFA07A
Lightseagreen
20B2AA
Lightskyblue
87CEFA
Lightslategray
778899
Lightsteelblue
B0C4DE
Lightyellow
FFFFE0
Limegreen
32CD32
Linen
FAF0E6
Magenta
FF00FF
Maroon
800000
Mediumauqamarine
66CDAA
Mediumblue
0000CD
Mediumorchid
BA55D3
Mediumpurple
9370D8
Mediumseagreen
3CB371
Mediumslateblue
7B68EE
Mediumspringgreen
00FA9A
Mediumturquoise
48D1CC
Mediumvioletred
C71585
Midnightblue
191970
Mintcream
F5FFFA
Mistyrose
FFE4E1
Moccasin
FFE4B5
Navajowhite
FFDEAD
Navy
000080
Oldlace
FDF5E6
Olive
808000
Olivedrab
688E23
Orange
FFA500
Orangered
FF4500
Orchid
DA70D6
Palegoldenrod
EEE8AA
Palegreen
98FB98
Paleturquoise
AFEEEE
Palevioletred
D87093
Papayawhip
FFEFD5
Peachpuff
FFDAB9
Peru
CD853F
Pink
FFC0CB
Plum
DDA0DD
Powderblue
B0E0E6
Purple
800080
Red
FF0000
Rosybrown
BC8F8F
Royalblue
4169E1
Saddlebrown
8B4513
Salmon
FA8072
Sandybrown
F4A460
Seagreen
2E8B57
Seashell
FFF5EE
Sienna
A0522D
Silver
C0C0C0
Skyblue
87CEEB
Slateblue
6A5ACD
Slategray
708090
Snow
FFFAFA
Springgreen
00FF7F
Steelblue
4682B4
Tan
D2B48C
Teal
008080
Thistle
D8BFD8
Tomato
FF6347
Turquoise
40E0D0
Violet
EE82EE
Wheat
F5DEB3
White
FFFFFF
Whitesmoke
F5F5F5
Yellow
FFFF00
YellowGreen
9ACD32

Как ты уже, наверное, понял, дорогой читатель, цвет задается RGB-значением в цифрах или названием самого цвета из 140 цветов в вышеприведенной таблицы. Например:

<font color=#FF1493><b>Строка темнорозового цвета</b></font>
<font color="seagreen"><b>Строка цвета "SeaGreen"</b></font>

В результате получим:

Строка темнорозового цвета
Строка цвета "SeaGreen"

Примечание: некоторые названия цветов не воспринимаются браузерами Netscape Navigator и Opera, хотя с RGB-значением они воспроизводят соответствующий цвет.

Но и это еще не все. Существует 216 цветов, включая основные, которые можно использовать на любом браузере без опасения, что они могут быть не восприняты или искажены. Эти цвета так и называются — "безопасными".

Безопасная палитра цветов

000000 000033 000066 000099 0000CC 0000FF
003300 003333 003366 003399 0033CC 0033FF
006600 006633 006666 006699 0066CC 0066FF
009900 009933 009966 009999 0099CC 0099FF
00CC00 00CC33 00CC66 00CC99 00CCCC 00CCFF
00FF00 00FF33 00FF66 00FF99 00FFCC 00FFFF
330000 330033 330066 330099 3300CC 3300FF
333300 333333 333366 333399 3333CC 3333FF
336600 336633 336666 336699 3366CC 3366FF
339900 339933 339966 339999 3399CC 3399FF
33CC00 33CC33 33CC66 33CC99 33CCCC 33CCFF
33FF00 33FF33 33FF66 33FF99 33FFCC 33FFFF
660000 660033 660066 660099 6600CC 6600FF
663300 663333 663366 663399 6633CC 6633FF
666600 666633 666666 666699 6666CC 6666FF
669900 669933 669966 669999 6699CC 6699FF
66CC00 66CC33 66CC66 66CC99 66CCCC 66CCFF
66FF00 66FF33 66FF66 66FF99 66FFCC 66FFFF
990000 990033 990066 990099 9900CC 9900FF
993300 993333 993366 993399 9933CC 9933FF
996600 996633 996666 996699 9966CC 9966FF
999900 999933 999966 999999 9999CC 9999FF
99CC00 99CC33 99CC66 99CC99 99CCCC 99CCFF
99FF00 99FF33 99FF66 99FF99 99FFCC 99FFFF
CC0000 CC0033 CC0066 CC0099 CC00CC CC00FF
CC3300 CC3333 CC3366 CC3399 CC33CC CC3FF
CC6600 CC6633 CC6666 CC6699 CC66CC CC66FF
CC9900 CC9933 CC9966 CC9999 CC99CC CC99FF
CCCC00 CCCC33 CCCC66 CCCC99 CCCCCC CCCCFF
CCFF00 CCFF33 CCFF66 CCFF99 CCFFCC CCFFFF
FF0000 FF0033 FF0066 FF0099 FF00CC FF00FF
FF3300 FF3333 FF3366 FF3399 FF33CC FF33FF
FF6600 FF6633 FF6666 FF6699 FF66CC FF66FF
FF9900 FF9933 FF9966 FF9999 FF99CC FF99FF
FFCC00 FFCC33 FFCC66 FFCC99 FFCCCC FFCCFF
FFFF00 FFFF33 FFFF66 FFFF99 FFFFCC FFFFFF

Вот, пожалуй, мы с тобой, дорогой читатель, и разобрались с теорией. И теперь я тебя приглашаю в свою лабораторию.

 

Сайт создан в системе uCoz